Как выбрать и установить воздушный клапан для отопления

Воздушные пробки — самая простая и, тем не менее, самая частая причина аварий систем отопления. Желательно еще на стадии проектирования предусмотреть установку воздушного клапана для отопления, чтобы избежать внезапных проблем.

Причины и последствия воздушных пробок в открытой системе отопления с естественной циркуляцией

Воздушные пробки в системе отопленияЕсли в системе правильно спроектированы уклоны труб, то весь воздух будет стравливаться через открытый расширительный бачок, который находится в верхней точке отопительного контура. Причин для воздушной пробки может быть несколько:

  • После ремонта в радиаторах отопления остался воздух;
  • Неправильное (слишком быстрое) заполнение системы при пуске;
  • Контур заполняется водой через расширительный бак;
  • При нагревании из воды начинает выделяться воздух, который до этого был в растворенном состоянии;
  • Вода при заполнении контура подавалась сверху.

Последствия предугадать нетрудно — остановка циркуляции, холодные батареи, быстрое коррозирование внутренней поверхности элементов системы. Чтобы этого избежать, достаточно на всех радиаторах поставить ручные воздухоотводчики — краны Маевского.

Причины и последствия воздушных пробок в закрытой системе отопления с принудительной циркуляцией

H2_2

Воздушная пробка в радиатореПричины те же, что и для открытой системы, а также:

  • Разболтанная крыльчатка циркуляционного насоса может «хватать» воздух в процессе работы;
  • Если горячая вода подводится к расширительному баку сверху, то воздух может попадать в систему через трещины или разрывы в мембране бака.

Воздушная пробка в замкнутом контуре приведет к повышению давления в системе и срабатыванию предохранительного клапана. Клапан раз за разом будет стравливать воду, пока не прогорит котел или не разорвет трубы отопления. Поэтому требования безопасности к закрытым системам значительно строже. В частности, для спуска воздуха замкнутый контур оборудуется не только ручными кранами Маевского, но и автоматическими воздушниками. Один из таких автоматических клапанов входит в группу безопасности. Группа ставится на подаче воды, сразу после котла.

Важно! Прохудившийся трубопровод или радиатор не могут стать причиной воздушной пробки. Работающая система, что замкнутого, что открытого типа, находится под давлением. Воздух никогда не пойдет в сторону более высокого давления — это противоречит всем законам физики.

Автоматический воздухоотводчик

На рынке представлены в основном итальянские и немецкие модели автоматических воздушников. Это – Caleffi, Pettinaroli, Valtec, Watts, Oventrop и Flamco. В основном встречаются воздушные клапаны так называемого поплавково-клапанного типа.

Конструкция

Автоматический воздушный клапан для отопленияВ корпусе из латуни или нержавеющей стали находиться поплавок. К нему одним из краев присоединен простейший шарнирный механизм, который имеет название «коромысло». К другому краю механизма прикреплена игла (стержень). Когда корпус заполнен водой, то игла находится в спокойном состоянии и клапан остается перекрыт. Но как только в корпусе воздухоотводчика накапливается воздух, то уровень воды, а вместе с ним и поплавок, опускается. Игла вместе с «коромыслом» приходит в движение. Когда игла заходит в подпружиненный золотник, то нажимает на шток, который перемещаясь, открывает отверстия для выпуска воздуха. Так работает автоматический воздушник.

Монтаж

Клапан автоматического сброса воздухаДополнительно к воздушному клапану, который входит в группу безопасности котла, следует установить автоматический воздухоотводчик в самой верхней точке контура. Монтаж можно производить как на вертикальном, так и горизонтальном трубопроводе. Для этого подвод теплоносителя в воздухоотводчик производитель делает как нижним торцевым, так и нижним радиальным. Рабочее положение автоматического воздушника всегда вертикальное.

Чтобы была возможность снять автоматический воздухоотводчик, не опорожняя всю систему, его резьбовую часть (G1/2″, G1/4″) присоединяют к трубе отопления через клапан-отсекатель.

Это несложное устройство представляет собой бобышку с пластиковой заслонкой. При ввинчивании воздухоотводчика заслонка автоматически открывается, при вывинчивании — закрывается.

При монтаже воздухоотводчика используют обычный рожковый ключ, нижняя часть корпуса воздушника выполнена в форме шестигранника. Во время установки колпачок воздушного ниппеля должен быть перекрыт.

Неисправности клапана и способы их устранения

Как работает воздушный клапан для отопленияИз-за высокого солесодержания теплоносителя игла может обрастать накипью и воздухоотводчик начинает протекать. Чтобы очистить от накипи и ржавчины воздушник, его выкручивают, предварительно изолировав и слив воду с части трубопровода. Если на штуцере стоит отсекатель, то воду не сливают. Клапан разбирают, промывают, аккуратно очищают иглу. В процессе сборки уплотняют между собой части корпуса.

Чтобы автоматический воздухоотводчик не засорялся, имеет смысл поставить непосредственно перед ним механический фильтр.

Очень часто воздухоотводчик делают разборным. Соединение корпуса и крышки происходит через специальное кольцо. Если оно разрушается, то это приводит к протечке. Купить такое кольцо в розницу вряд ли получиться. Проще воспользоваться фум-лентой или силиконовым герметиком.

Если воздушник смонтирован с отклонением от вертикали, то он будет подтекать. Тут одно спасение — демонтировать, заглушить штуцер и установить в новом месте строго вертикально.

Причиной течи может быть перекосившийся поплавок. Его легко поправить самому, при разборке.

Конструкция и принцип работы ручного воздушного клапана

Ручной клапан сброса воздухаИгольчатый ручной воздушный клапан также называют краном Маевского. Его устройство:

  • Латунный корпус (пробка) с наружной резьбой 1/2// или 3/4// для подсоединения к радиатору. В корпусе два отверстия для выпуска воздуха Ø 2 мм — одно в торце корпуса, второе — на боковой стенке;
  • Латунный запорный винт. С одной стороны винта — паз под шлицевую отвертку, с другой стороны винт обработан под конус, закрывающий воздушное отверстие (положение «закрыто»);
  • Пластиковый кожух.

В продаже можно встретить так называемый «кран под руку». Чтобы им пользоваться не нужен ни ключ, ни отвертка — пробка легко откручивается рукой.

Для отвода воздуха из корпуса нужно выкрутить винт. Для этого можно, конечно, воспользоваться отверткой, но есть специальные ключи, которые чаще всего идут в комплекте. После нескольких оборотов конус винта выходит из торцевого отверстия и в полость корпуса поступает воздух, который сразу же стравливается через второе боковое отверстие. Главное — не спешить перекрывать кран. Около 30 — 40% воздуха должно выйти с водой, так что нужно запастись временем, тазиком и тряпками. После того как будет выпущен воздух, нужно долить в систему потерянную воду.

Монтаж

Установка воздушного клапанаВ современных алюминиевых или биметаллических радиаторах отопления уже предусмотрено отверстие под установку крана Маевского. Его можно найти на стороне противоположной подаче теплоносителя, сверху. Скорее всего, там уже стоит гайка под установку. В нее вкручена пластиковая заглушка. После ее удаления на это место монтируют воздушный клапан. Перед этим резьбу крана необходимо уплотнить резиновой или силиконовой прокладкой.

Установка крана Маевского на чугунную батарею значительно сложнее. Начнем того, что эти клапаны значительно мощнее тех, что стоят на алюминиевых радиаторах — они выдерживают давление до 16 атмосфер и температуру 150 С°. Последовательность действий:

  1. Слить воду с радиатора;
  2. В верхней заглушке чугунной батареи прорезать отверстие и нарезать резьбу, ответную наружной резьбе воздухоотводчика;
  3. Вкрутить кран Маевского;
  4. Добавить воду в систему.

Неисправности и способы их устранения

Выпуск воздуха клапаномВ случае неисправности крана появляется течь. Причин тому может быть несколько:

  • Заводской брак. Один из пятидесяти кранов вообще не держит давление. Единственный выход – замена;
  • Слишком короткий винт. В этом случае его коническая часть не может полностью перекрыть отверстие, поэтому нужно приложить определенное усилие, чтобы ввернуть винт до упора;
  • Твердые частички мусора, попадая между винтом и корпусом, могут повредить внутреннюю резьбу. Одноразово здесь может помочь фум-лента, но позже все равно придется менять кран.
×